Молодежный инновационный центр

Дагестанского государственного университета

 

Конкурс молодежных инновационных

проектов ДГУ как ступень на пути к успеху

На этой неделе в ректорате ДГУ состоится торжественная церемония награждения победителей молодежных научных мероприятий, прежде всего, Конкурса молодежных научно-исследовательских инновационных проектов ДГУ 2013 года. Молодежный инновационный центр ДГУ предлагает читателям сайта материал о Конкурсе, о молодых инноваторах-победителях и об их проектах со слов самих авторов.

По словам председателя Совета молодых ученых ДГУ, члена Координационного Совета по делам молодежи при Совете по науке и образованию при Президенте РФ, доцента Дмитрия Геворкьяна, идея проведения у нас в университете конкурса молодежных научно-исследовательских инновационных проектов возникла три года назад в Совете молодых ученых. «Наши студенты успешно выступили тогда на первом Дагестанском молодежном инновационном Конвенте, который прошел у нас в ДГУ, и стало ясно, что необходим внутривузовский конкурс по отбору таких проектов, по выявлению новых имен в среде научной молодежи, которые составят команды университета для выступлений на республиканских общероссийских и международных конкурсах и выставках. Наша идея получила поддержку ректора университета и была реализована. В результате мы каждый год проводим такой конкурс, предоставляющий нашим студентам и аспирантам, начинающим молодым ученым, площадку для первых публичных выступлений по своему проекту, то есть опыт, необходимый им в дальнейшей исследовательской работе. Хочу в связи с этим поблагодарить экспертов конкурса, которые, будучи признанными авторитетами в своих областях, организаторами научной работы, достаточно внимательно рассматривают каждую заявку, дают авторам ценные советы по совершенствованию проекта», - отметил Дмитрий Павлович.

Характеризуя положение научной молодежи в вузе, Дмитрий Геворкьян подчеркнул, что за год, прошедший с прошлого конкурса, в организации научной работы студентов и аспирантов в ДГУ удалось сделать серьезный, качественный скачок. Это стало возможным благодаря политике руководства вуза, в частности, - проректора по науке и инновациям, профессора Ашурбекова, и при финансовой поддержке двух федеральных программ – Программы стратегического развития и Программы развития деятельности студенческих объединений. «Сейчас у нас проводятся шесть конкурсов для научной молодежи, из них 4 – это конкурсы грантов на выполнение научных проектов. Наши молодые ученые и аспиранты имеют возможность на конкурсной основе получить финансирование своих командировок – поездок на стажировки, крупные конференции в научных центрах России. В ДГУ создан молодежный инновационный центр, обеспечивающий координацию деятельности молодежных творческих научных коллективов, доступ к оборудованию и программным продуктам для разработки научно-инновационных проектов студентов и аспирантов. В 2012-2013 годах 15 студенческих научных коллективов факультетов получили на конкурсной основе гранты на свою деятельность по приоритетным направлениям развития науки в размере 100 тысяч рублей каждый. То есть, мы можем сказать, что научная работа студентов у нас перестала быть «общественной самодеятельностью», а превратилась в серьезное направление научной работы университета. В этой системе поддержки конкурс молодежных научно-исследовательских инновационных проектов занимает важнейшее место. Так как он дает старт новым проектам и тем студентам, которые, поступив в ДГУ, проявляют себя в научном поиске решений проблем, волнующих наше общество», - резюмировал председатель Совета молодых ученых ДГУ.

В III ежегодном конкурсе молодежных научно-исследовательских инновационных проектов ДГУ первые места заняли четверо молодых инноваторов. Это Джамиля Алиева, Фатимат Полчаева, Халисат Гамзатова, Магомедкамил Абдусамадов. Нам удалось побеседовать с победителями. И вот, что они нам рассказали.

Алиева Джамиля, аспирантка кафедры английской филологии 1 года обучения заняла первое место со своим проектом «Взаимопроникновение военного и террористического дискурсов современных англоязычных СМИ». Члены жюри посчитали тему важной и по достоинству оценили старания Джамили. О том, как проходил конкурс, рассказала сама победительница.

- Обстановка в финале была напряженной? Каковы в целом твои впечатления от него?

- Конкурс проходил в благожелательной атмосфере, члены комиссии внимательно слушали доклады всех участников, задавали вопросы, чувствовалась заинтересованность в каждом проекте, несмотря на то, что их было немало. Но все они были очень интересны, я открыла для себя много нового. И надеюсь, у меня будет возможность принять участие в этом конкурсе в следующем году.

- До этого конкурса ты участвовала в подобных соревнованиях, расскажи, что это за конкурсы, что дает участие в них?

- За время обучения в университете я принимала участие в межвузовских научных конференциях, в конкурсе на «лучшую научную работу». Для меня конкурс – это не столько соревнование, сколько возможность работать над собой, самореализация в научной деятельности. Каждое участие – это подведение итогов работы за определенный период.

- А что нужно, чтобы побеждать в таких конкурсах?

- Не думаю, что победы в конкурсах как таковые - это самоцель, на мой взгляд, это скорее способ достижения целей более высокого порядка. Но для меня всегда самым важным было не терять веру в себя и свою идею, продолжать работу и делать все для того, чтобы неудачи становились всего лишь маленькими препятствиями на пути к победе.

- Каким проектом ты сейчас занимаешься?

- За последнее время в мире участились случаи военных конфликтов, в урегулировании которых СМИ играют решающую роль. Целью моей работы, является исследование военного дискурса, как одного из активно развивающихся научно-практических направлений в области когнитивной лингвистики. Более фундаментальные исследования планирую провести в изучении концептосферы военного дискурса арабского и английского языков.

- Как ты думаешь, что позволило тебе победить?

- Я думаю, что победой я обязана людям, которые меня окружали. В первую очередь, хотелось бы выразить благодарность своему научному руководителю – Кадачиевой Хайбат Тагировне за поддержку и помощь во всех моих начинаниях, семье, друзьям, всем тем, кто своей поддержкой вселял в меня уверенность.

- Кем ты себя видишь, скажем, через пять лет после окончания обучения?

- К этому времени, я планирую завершить свою диссертационную работу и успешно ее защитить. Работать преподавателем, продолжать заниматься научной деятельностью. Как говорил А. Эйнштейн: «Наука не является, и никогда не будет являться законченной книгой».

***

Фатимат Полчаева – студентка четвертого курса кафедры всеобщей истории ДГУ. Победила с интересным проектом «Пережитки домонотеистических верований у лезгин».

- Обстановка в финале была напряженной? Каковы в целом ваши впечатления от него?

- Лично мне она напряженной не показалась. Скорее, наоборот. Не чувствовалось никакого давления. Было интересно слушать конкурсантов. Члены жюри были доброжелательны, а их вопросы выводили на беседу.

- До этого конкурса ты участвовал в подобных соревнованиях, расскажи, что это за конкурсы, что дает участие в них?

- В конкурсах, подобных этому, мне еще не доводилось участвовать. А на студенческих конференциях я выступаю с первого курса. Участие в подобных конкурсах и конференциях дает многое. Учишься работать с материалами и источниками, узнаешь много нового, вырабатываешь умение выступать на публике.

- А что нужно, чтобы побеждать в таких конкурсах?

- Наверное, большую роль играет интерес к тому, чем занимаешься. И, конечно, не обойтись без желания победить.

- Каким проектом ты сейчас занимаешься?

- Продолжаю разработку этого. В этом году моей курсовой темой является негритянский вопрос в США. Эта тема довольно проблемная. И мне хочется написать по ней что-нибудь стоящее.

- Как ты думаешь, что позволило тебе победить?

- На конкурсе не было слабых проектов. Все хорошо владели своим материалом. Может быть, мне помогло отсутствие волнения. Мое изложение доклада получилось непринужденным. И тема проекта очень актуальна, учитывая общереспубликанское движение за сохранение культуры народов Дагестана.

-Кем ты себя видишь, скажем, через пять лет после окончания обучения?

- Сложный вопрос. Если честно, я так далеко не заглядывала. Мне бы хотелось работать по специальности, в университете. Продолжать учиться, поступить на какой-нибудь другой факультет. Не знаю. Поживем, увидим.

***

Халисат Гамзатова – соискатель кафедры почвоведения представила на конкурс проект «Исследование биоразнообразия почв Дидойской котловины с целью повышения их плодородия». Члены жюри оценили её работу высшей отметкой и присудили первое место.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Обстановка в финале была напряженной? Каковы в целом твои впечатления от него?

- Конкурс был очень интересным. На первом этапе конкурса ощутила поддержку со стороны руководства факультета. Я очень признательна заместителю декана по науке Аджиевой Аиде Избуллаевне за помощь в оформлении заявки. В финале показ презентаций оценивала доброжелательная комиссия. Спокойная обстановка позволила в полной мере раскрыть сущность проекта и отвечать на интересующие вопросы комиссии. И, пожалуй, самым важным и значимым для себя отмечу заявление председателя совета экспертной комиссии, проректора по науке и инновациям Назира Ашурбековича Ашурбекова о том, что победителей конкурса будут поддерживать в дальнейшей реализации проектов. В целом остались приятные воспоминания.

- До этого конкурса ты участвовала в подобных соревнованиях, расскажи, что это за конкурсы, что дает участие в них?

- В мае я подала заявку для участия в конкурсе ДГУ для молодых ученых на «мобильность» с финансированием до 50 тыс. По выигранному гранту прошла стажировку в Санкт-Петербургском госуниверситете. Стажировка в специализированных лабораториях дала мне возможность углубленно изучить исследовательский материал и получить необходимую консультацию у ведущих специалистов. Тесный научный контакт с ведущими учеными дал навыки по методике исследования и я получила необходимый опыт в своей профессиональной сфере. Работа над проектами и участие в грантах повышает квалификацию и дает возможность начинающим ученым рассказать о своих исследованиях и получить поддержку на старте научной карьеры. Конкурсная поддержка со стороны университета для аспирантов очень важна, за что выражаю особую благодарность УНИР и ректорату в целом.

-А что нужно, чтобы побеждать в таких конкурсах?

- Любить свою работу и верить в свои силы. Не отчаиваться после неудач и ни в коем случае не опускать руки.

-Каким проектом ты сейчас занимаешься?

- Продолжаю начатый проект по повышению плодородия почв. Замена химических удобрений биологическими компонентами на основе микоризообразующих грибов и азотфиксирующих микроорганизмов на сегодняшний день актуальная задача. Это в свою очередь экологически рационально, чем внесение минеральных удобрений. Исследования почвенной микологии в нашей республике не проводились, нами эта работа начата впервые. Объектом исследования выбрана территория мало изученного горного Дагестана – «Дидойский котлован». Изучение горных почв не простая задача и требует немалых усилий и времени.

- Как ты думаешь, что позволило тебе победить?

- Победила благодаря людям, которые меня окружают, а именно, - моему научному руководителю Залибекову Залибеку Гаджиевичу и руководству биологического факультета. Искренне благодарна за поддержку и считаю победу нашим общим результатом.

- Кем ты себя видишь, скажем, через пять лет после окончания обучения?

- Я считаю важным для себя быть конкурентоспособной с передовыми технологиями, быть в курсе самых последних достижений и разработок науки. Вырасти в профессиональном и личностном плане, и стать ученым почвоведом. Хочу быть полезной для тех, кому интересны учеба и знания в области биологических наук.

 

***

Абдусамадов Магомедкамил – студент магистратуры 1-го года обучения кафедры дискретной математики и информатики. Представил на конкурс проект «Информационная web-система централизованного формирования расписания занятий». Работу парня по достоинству оценили члены жюри.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Обстановка в финале была напряженной? Каковы в целом твои впечатления от него?

- Не сказал бы, что обстановка была напряженной, скорее всего, был дух соперничества. Конкурс был проведен на достойном уровне. Было приятно видеть, что руководство университета в лице проректора по научной работе и инновациям Ашурбекова Назира Ашурбековича уделяет большое внимание развитию инновационного потенциала студентов, которые делают первые шаги в этой работе. Я думаю, что тот комплекс мероприятий, направленный на выявление и поддержку научной молодежи на разных этапах, который реализуется в университете Назиром Ашурбековичем совместно с Советом молодых ученых во главе с Дмитрием Павловичем Геворкьяном, даст большие результаты в будущем.

- До этого конкурса ты участвовал в подобных соревнованиях, расскажи, что это за конкурсы, что дает участие в них?

- До этого я участвовал во многих конкурсах как на международном (НТТМ, АРХИМЕД, IT-technology Ягелонского университета, Польша; Эстонская школа по программированию и т.д.), так и на всероссийском и региональных уровнях. Конкурсы в основном IT-направления. Самое важное, что дают подобного рода конкурсы – это возможность реализовать свои возможности, поделиться и перенять опыт других участников и приобрести новые знакомства. К тому же это и среда, в которой аккумулируется молодежь с инновационным взглядом на мир.

- А что нужно, чтобы побеждать в таких конкурсах?

- Для того чтобы победить, в первую очередь, необходимо иметь инновационную и актуальную идею, которая оформлена в понятном для непросвещённого человека виде. Ну а для начинающих инноваторов главное - не дать затухнуть идее на пути от идеи до проекта.

- Каким проектом ты сейчас занимаешься?

- В данный момент я работаю над созданием мобильного приложения на платформах Android и iOs для моего проекта и темы диссертационной работы автоматизированная информационная web–система «Абитуриент».

- Как ты думаешь, что позволило тебе победить?

- Трудно говорить о причинах победы, когда тебя оценивают жюри из профессоров, которые имеют большой научный опыт. Формула победы была заложена в самом положении о конкурсе, где были прописаны основные критерии оценки.

- Кем ты себя видишь, скажем, через пять лет после окончания обучения?

- Мы можем только предполагать, поэтому, скорее всего, как минимум я в это время буду молодым кандидатом наук Дагестанского государственного университета.

Беседовала Фатима Назаралиева.













Полезные ссылки












Новая версия сайта


Вход в систему